Карпаты 2003 года

Официоз
Тренировка

Авторы

Студенчиские каникулы в Карпатах.

Рассказ инструктора

На студенческих каникулах команда начинающих альпинистов нашего города принимала участие во Всеукраинской альпиниаде в Карпатах.

Горы встретили нас лёгким морозцем, пушистым белым снегом и чистым хвойным воздухом. Доброжелательная хозяйка горного приюта "Козмещик" жарко натопила к нашему приезду комнату. Хозяйские собаки Найда, Черныш и Кузьмич приветливо обгавкали нас. Здесь мы будем жить 10 дней.

Первые два дня были посвящены длительным прогулкам по лесу, подъём на перевал и занятиям по технике передвижения по снегу и страховке. С непривычки всем было тяжело. Но ничего не поделаешь "тяжело в ученье -легко в бою", организм должен привыкнуть к необычной для него работеи большому объёму физической нагрузки.

Группа у нас была небольшая 11 человек, но дружная. Студент УГМТУ Рома Музычук уже имеет опыт восхождений в Карпатах и в Крыму, десятикласник Андрей Денисов совершал скальные восхождения в Крыму, а вот сутденты УГМТУ Гречин Дима, Лягаева Катя, Ковалевская Аня и десятикласник Долженко Дима, а также другие участники, на альпиниаде впервые. Не сразу научились разжигать печь и готовить на костре, но всегда на помощь приходил инструктор из Черкасс Ткаченко Алексей Петрович, в народе просто "Петрович". Где личным примером, а где и "добрым" словом передавал он свой опыт молодым.

Потихоньку ущелье заполнялось "народом". Заехали Одесситы - 30 человек. Остановились в домике лесника в пяти километрах от нас. В соседнем приюте, за речкой альпинисты из Черновцов. На полонину под Петрос прошли 60 альпинистов из Харькова.

Как приятно встретить старого друга, которого не видел 17 лет, с которым в молодости работал на Кавказе в альплагере.

Но вот позади занятия. Завтра первое восхождение. Утром дежурные, Андрей Денисов, Рома Музычук и Аня Ковалевская, умело растопили печь и вовремя приготовили завтрак. В шесть утра вышли в сторону Петроса. Четыре часа шли по лесу. В лучах восходящего солнца открылся покрытый снегом красавец Петрос. Глубоко проваливаясь в снег вышли на перевал. Здесь нас встретил сильный ветер со снегом. Мы связались верёвками и стали подниматься на вершину. Каждый шаг давался с трудом, верёвки путались и мешали идти. Здесь в сложных погодных условиях, на крутом снежном склоне ребятам пришлось на практике применить, то чему они научились. С вершины открывался прекрасный вид на Черногорский хребет, гору Говерла 2064 м и на Близницу, что в соседнем хребте Свидовец.

Светило солнце, но дул сильный ветер и было холодно. Поэтому быстро развернули флаг, сфотографировались и побежали вниз.

Следующие два дня была непогода. Мы отдыхали на приюте, катались на лыжах и полиэтилене с горок. Все приходили домой мокрые сног до головы, но довольные. Хорошо, что было где посушиться.

Перед восхождением на Говерлу предусмотрительно заготовили вешки, потому, что погода не улучшалась. Выход по плану в 6 утра. Настроение у всех бодрое. В руках у ребят вешки, горные ботинки Кати Лягаевой весело смотрят в разные стороны, "Петрович" даёт последние указания. Пошли.

Зону леса прошли довольно быстро. На полонине встречаемся с группой из Сум. Пять человек. Три разрядника по спортивному пошли вверх, два неаклиматизированых новичка печально побрели назад.

Идем по хребту и ставим вешки, чтоб не блукануть в тумане. Навстречу спускается группа Одеситов 10 человек. На вершине встречаемся со спортсменами из Сум. Фотографируемся и по вешкам вниз. На минуту останавливаемся, чтобы растереть нос Диме Долженко (правда немного перестарались). Навстречу поднимается ещё одна группа из Одессы 7 человек. На сеансе радиосвязи общаемся с группой а/к "Вертикаль" г. Киев, которая спускается с вершины на турбазу "Заросляк". Это восхождение всем далось намного легче чем ПЕТРОС.
Пора готовиться к отъезду домой. Видимо чуствуя расставание и желая оставить память о нас, хозяйская Найда украла у Ромы миску. Эх тоска собачья.

Вот такая у нас получилась альпиниада. До следующего года-Карпаты!

Патрушев Олег, инструктор альпинизма.

Как я побывал в горах.

(Рассказ участника)

Подьём на "Петрос" -1"Б"
Мои родители были альпинистами, но я никогда не интересовался этим видом спорта. И вот один раз мой друг предложил поехать в Карпаты и я согласился.

В первые дни было тяжело. Мы провели два нудных аклиматизационных выхода и какие-то странные занятия.

Самое интересное было во время восхождений на Петрос и Говерлу. Это были первые восхождения в моей жизни и поэтому запомнились особенно хорошо. Мы встали в четыре часа утра, позавтракали и в шесть часов вышли из нашего дома. Погода была нормальная. Идти было не тяжело, только руки устали от вешек (палок с надетыми на концы яркими пакетами, чтобы не заблудиться в тумане), которые нам пришлось нести.

У подножия горы мы остановились, надели тёплую одежду и страховку. Погода ухудшилась, уже не было видно вершины и дул сильный ветер. А идти надо. Это стало настоящим испытанием для меня. Я еле шел проклиная всё на свете и спрашивал себя "зачем я сунулся в Карпаты?".

Но вот мы дошли до вершины. И я по настоящему испытал, что я победитель целых Карпат и "значок" всей Украины. Я оборачивался и видел до горизонта одни горы.

Это необыкновенное чувство, которое нельзя объяснить словами. Цель была достигнута, и мы начали спускаться. Прямо в лицо дул сильный ветер. Впереди идущий участник нашей команды оглянулся на меня и вдруг испуганно закричал. Я тоже испугался, оказывается, мой нос был белый, как снег. Я быстро начал растирать нос и по неосторожности растёр до крови.

Вообщем я на всю жизнь запомнил эту вершину и всю поездку. Получил море удовольствия, мне совсем не хотелось ехать домой, покидая дружественную обстановку и природу тех мест.

Дима Долженко, ученик 10-го кл.

Наша поездка в Карпаты.

Рассказ участника

Началось все с того ,что однажды на тренеровке Олег Юрьевич обьявил план работы на зиму. Среди перечисленного ухо выловило:*поездка в Карпаты*. Но голова как всегда отложила все на потом .С мыслью: "это еще не скоро", я отложил эту информацию. Но вот зима, и февраль уже очень близко. И уже нужно решать - ехать или не ехать.Был выбор между традицирнной поездкой в Карпаты на горные лыжи и восхождением. Но решил ладно поеду, тем более еще не разу не был на зимнем восхождении.

Последние дни перед отъездом…

Сразу нашлось куча неотложных дел , которые надо было выполнить. Я был ответственным за продукты ,поэтому дел было вообще куча. Но наконец все, рюкзаки собраны, продукты распределены. Все, отмучился.

Наша команда состояла из шести участников и двух инструкторов. Две девочки-Катя и Аня студентки УГМТУ. И четверо парней. Рома -студент, с которым я был на сборах в Крыму, самый опытный участник. Он уже был в Карпатах в прошлом сезоне. У него опыт туристских походов и восхождений. Два Димы. Один мой друг-я учусь с ним в школе. С другим Димой познакомились в день отьезда. Он тоже студент.C нами едет наш тренер и инструктор Олег Юрьевич. Во Львове будет ждать второй инструктор- Алексей Петрович. Он был моим инструктором в Крыму. И с ним я жил в одной палатке.

Во Львов мы приехали рано утром. Было два часа и мы отправились погулять с Ромой по городу. Но прогулка не получилась . Погода была гадость- слякоть , грязь, противно, да и потом нам как единственным "значкам" в группе дали задание-докупить продуктов. Поэтому последнего халявного отдыха перед горами не получилось. В конце-концов мы наконец сели в поезд Львов-Рахов и продолжили свой путь в Ясеня.("Значок"-альпинист совершивший зачётное восхождение и получивший значок "Альпинист Украины".Это самое первое спортивное звание в альпинизме)

Это время в поезде я лично считаю самым тяжелым. Во-первых ехали мы часов восем, во-вторых вагон был забит сначала так ,что даже колено повернуть было негде. Но к концу народ вылез, свободное пространство увеличилось, сооответственно и мы повеселели.

Приехали мы на станцию Лозещина поздно ночью. Станцией то место куда мы приехали, конечно назвать нельзя. Просто поезд останавливается на минуту посреди маленькой деревеньки, поэтому вроде как станция.Здесь нас должна была ждать машина,чтобы отвезти в урочище Козмещик, куда мы и собирались. Ждал нас УАЗИК-скорая помощь. Оказывается муж хозяйки у которой мы должны были жить работает на скорой помощи , вот он и взялся нас подвезти. Доехали, ничего не соображая выгрузились, зашли в комнату и попадали.

Очнулся я утром . Первая мысль (где это я !?) прошла быстро.Я встал ,оделся потеплеее и отправился на разведку.На улице меня встретил Рома, единственный человек ,который уже был здесь прошлой зимой. Мы с ним побродили полчасика по окрестностям и вернулись в хату. Там уже начали просыпаться.

После завтрака Олег нам рассказал план на неделю и расписал график дежурств. Часикам к двенадцати , когда мы уже разобрали рюкзаки , инструктора позвали нас погулять по лесу. Прогулкой это было назвать сложно. Через час мы еле дышали и у нас осталась только сил дойти к дому.

Следующеее утро я начал с того , что пошел мыть котлы. У ручья никого не было и я решил сполоснуть котелок выше по течению.Когда моя рука уже была готова выплеснуть все в ручей, я неожиданно ниже по течению я увидел Петровича , который … умывался и чистил зубы. Сзади него стояли черкасчани ,которые глядя на нас валялись в снегу от смеха.

В этот день мы пошли на занятие на перевал. Снегу было по по колено, но идти все равно было тяжело. Пока мы дошли до места , я много раз думал , что упаду и не встану. Но мой взгляд обращался на девочек, которые шли сзади… и я вздыхал и шел вперед. Но ,вышли на перевал и мне стало легче.

Мы нашли небольшой склон, позарубались(Кто не понял-устраивали самозадержание на крутом снежном склоне с помощью ледоруба) и пошли обедать.Пообедали мы там же, возле небольшой полуразрушенной хижины.Я тогда понял, что такое счастье.Счастье-это когда вокруг мороз -15 ,а у тебя в руках кружка горячего чая.

Как только пришли домой мы с Аней начали дежурить. Здесь нас ждал настоящий крах. Надо было разжечь печку и костер. Пока я разжигал печку и выбегал на улицу ,чтобы разжечь костер, потухала печка. Пока бежал разжигать печку снова потухал костер. В общем я не разжег ничего.

В конце концов пришли два Димы и мы сообща приготовили ужин.Но на этом приключения не кончились. Сидим ,делать нечего. Ну и давай рассказывать разные истории. Ну и кто-то случайно сказал что-то про волков. А утром мы как раз видели егерей с ружьями. Хозяйка сказала ,что они приехали волков стрелять. В общем дорассказывались до того, что наши девочки без ледоруба вообще не хотели выходить на улицу. Ну тут мы как настоящие джентельмены пошли их провести. Провести-то провели, но они и в туалет хотят идти с ледорубами. Пришлось силой отбирать.

Потом Петрович встретил своего старого друга, которого он не видел уже пятнадцать лет. И естественно пошел к нему. Вечером ,когда мы уже почти ложились спать, он вернулся. Но не один, а с другом. Оба жутко довольные и веселые. Кое-как Рома с Олегом положили Петровича на кровать, мы поводили друга и все наконец легли спать.

Утром я проснулся и услышал такую историю. Ночью Олег проснулся. Заснуть не может, стал лежать. Тут с верху ( мы спали на двухярусных кроватях, а на верху спал Петрович) свалилось что-то большое и темное. Олег з криком- "Рома вставай Петрович свалился !" кидается к Петровичу. Через минуту раздается "фу-х слава богу -это пуховка". А настоящий Петрович в это время мирно храпел на кравати.

На следующий день мы пошли на Петрос. Погода была ясная и морозная. Дул легкий холодный ветерок, но никто не мерз. Пока шли по лесу, шли налегке- в пуховых жилетках и тонких куртках. Когда вышли под самый Петрос, все оделись в пуховки. Слава богу ,у всех были теплые пуховки и никто не отставал. Практически у всех был опыт турпоходов и все были крепкие и закаленные ребята

. Под Петросом нашли колыбы(летние домики пастухов), решили ,что в них и переоденемся. Подхожу я к одной из колыб, дергаю за дверь… но она не открывается. Ты смотри как замело-думая я. Тут подходит Олег и со всей сил наносит удар ботинком по двери. Дверь распахивается и мы видим, что посреди колыбы стоит палатка, а из палатки высовывается чье-то лицо и говорит:"Ребята, я же кричу, там на двери защелка!". Так мы познакомились с двумя Сашами.

Авторы
Наша команда на вокзале.Всё ... приехали ...
Один оказался наш земляк, который сейчас живет в Киеве, а другой киевлянин. Оба они сильные альпинисты и сейчас ходят Петрос по всем возможным и невозможным маршрутам. Они оказались очень интересные ребята, с которыми совсем нескучно поговоривать.

Оделись мы и пошли. Петрос сиял пред нами белой шапкой, погода была отличной-чего еще желать? Подошли на гребень, связались по связкам и пошли. Мы с Ромой Музычуком как "значки" шли первыми, топтали ступени. Сзади шли новички с Олегом. Я взял довольно быстрый темп, так что мы быстро оторвались от новичков. Чем ближе мы продвигались к вершине тем тяжелеле нам приходилось- поднялся сильный ветер, нас начало потихоньку сдувать. Мы совсем выдохлись ,еле шли. Тут я смотрю -до вершины осталось совсем немного. Я поворачиваюсь к Роме, показываю на вершину и мы как два молодых горных барана кидаемся вверх. Наконец дошли!!

Вылазим и вместо большого тура видим что выше нашей вершины есть еще вершина. Так мы забрались на пять вершин, пока шестая не оказалась той, настоящей. Пока шли к вершине, я думал-вот зайду ,закричу спразу же "ура !!!". А как только вышли и сил что небудь говорить не осталось.

Подошли остальные ,все вместе сфотографировались, связались и побежали вниз. Прибежали домой, быстро переоделись и дежурные начали готовить ,а мы с Ромой пошли рубить вешки на завтрашнее восхождение на Говерлу. Наконец все дела сделали, пообедали и сели играть на гитаре.Из всех нас хорошо умел играть только Ромка, поэтому он пел , а мы сидели и потпевали.

Утром я проснулся рано, потому что мы с Ромой и Аней были дежурными. Быстро растопили печку, сделали завтрак , разбудили народ. Все сонные , ничего практически не понимают. Катя Лягаева спросонья натянула не на те ноги ботинки(левый на правую ногу и наоборот) и только на построении заметила это.

Быстро дошли до Говерлы, в таком же темпе стали подниматься. Шлось очень легко,не то что на Петрос. До вершины дошли быстро,но ощущения ,что ты на самой высокой горе Украины , не было.

Пока бежали назад,меня догнал Дима Долженко. Я оборачиваюсь ,а у него нос весь былый как у клоуна. Но слава богу ,все обошлось. Быстренько растерли,и снова побежали вниз.

Пришли в хату,а у меня одна мысль в голове-все, отходились… Жалко было покидать Козмещик,но домой хотелось сильнее.Но уезжали мы с мыслью-на следующий год мы сюда вернемся!